Просим дать разъяснение по следующим вопросам: 1) С какими странами при осуществлении внешнеэкономической деятельности предприниматель вправе применить норму по освобождению от налогов на доходы сроком на 3 года? 2) Имеет ли право индивидуальный предприниматель, применяющий специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, уменьшить на 100 процентов сумму налога исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового Кодекса РК за налоговый период второе полугодие 2020 года, если в первом полугодии единожды получил товары по импорту? При этом, во втором полугодии 2020 года Индивидуальный предприниматель не получает и не будет получать товары по импорту?

Положение статьи 57-4 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» по освобождению  от налогов на доходы субъектов микро- и малого бизнеса на 3 года не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих, в том числе внешнеэкономическую деятельность (далее – ВЭД).

Кәсіпкерлік кодексінің 24 бабының 3 тармағына сәйкес заңды тұлға құрмаған дара кәсіпкерлер және жұмыскерлерінің жылдық орташа саны бір жүз адамнан аспайтын және жылдық орташа кірісі республикалық бюджет туралы заңда белгіленген және тиісті қаржы жылының 1 қаңтарында қолданыста болатын айлық есептік көрсеткіштің үш жүз мың еселенген мөлшерінен аспайтын, кәсіпкерлікті жүзеге асыратын заңды тұлғалар шағын кәсіпкерлік субъектілері болып табылады.      Жұмыскерлерінің жылдық орташа саны он бес адамнан аспайтын немесе жылдық орташа кірісі республикалық бюджет туралы заңда белгіленген және тиісті

Салық органы хронометраждық зерттеп-қарауды жүргізу туралы шешімді уәкілетті орган айқындайтын тәртіппен, салық төлеушінің тіркеу деректерінде көрсетілген орналасқан жері бойынша және (немесе) салық салу объектiсiнің және (немесе) салық салуға байланысты объектiнің орналасқан жері бойынша шығарады.

Салық органы кешенді немесе тақырыптық тексеру жүргізіп отырған салық төлеушімен (салық агентімен) операцияларды жүзеге асыратын тұлғаларды салық органының осындай операциялар туралы қосымша ақпарат алу, көрсетілген салық төлеушіні (салық агентін) тексеру барысында туындайтын мәселелер бойынша операциялар мазмұны мен фактісін растау мақсатында тексеруі қарсы тексеру болып табылады.

         Қоршаған ортаға эмиссиялар үшін төлемақы бойынша салықтық міндеттеменің орындалуын қоспағанда (жылжымалы көздерден шығатын ластағыш заттар шығарындылары үшін қоршаған ортаға эмиссиялар үшін төлемақы бойынша салықтық міндеттемеден басқа), салық органы жүзеге асыратын, Қазақстан Республикасының салық заңнамасы, сондай-ақ орындалуын бақылау салық органдарына жүктелген Қазақстан Республикасының өзге де заңнамасы нормаларының орындалуын тексеру салықтық тексеру болып табылады.

Наше ТОО относится к субъекту малого предпринимательства. Органом уголовного преследования в рамках возбужденного уголовного дела вынесено постановление о назначении налоговой проверки в отношении нашего ТОО. В рамках введенного моратория могут ли органы государственных доходов проводить проверку?

Да, могут. Согласно Указа Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года №229 «О введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением в Республике Казахстан» на проведение проверок по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом, действие моратория не распространяется.

Почему ТОО А включен в список проверок по осособому порядку, когда в кабинете налогоплательщика ТОО присвоена средняя степень риска?

Оценка степени риска для отбора на налоговую проверку осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года,  Приказом и.о.

С 1 января 2020 года введен мораторий на три года на проведение проверок субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства. Как определяется субъектность налогоплательщиков, относящихся к субъектам малого и микропредпринимательства?

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

  1. По каким основаниям органами государственных доходов подаются в суды иски о признании сделки недействительной?

 

В соответствии с подпунктом 10) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса органы государственных доходов вправе  предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными в соответствии с компетенцией и задачами, установленными законодательством Республики Казахстан.

  1. Приостанавливается ли применение способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства до вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы на уведомление о погашении налоговой задолженности?

 

Согласно пункту 6 статьи 116 Налогового кодекса в случае обжалования налогоплательщиком уведомления о погашении налоговой задолженности применение способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства до вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы не приостанавливается.

Таким образом, органы государственных доходов вправе применять способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства вне зависимости от факта обжалования уведомлений о погашении налоговой задолженности.

 

 

  1. Прекращается ли обязанность налогоплательщика по исполнению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в случае истечения сроков исковой давности в период его обжалования?

 

Согласно подпункту 3) пункта 7 статьи 48 Налогового кодекса срок исковой давности продлевается до исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) органов государственных доходов.

Таким образом, с учетом продления сроков исковой давности на период обжалования уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, обязанность по исполнению такого уведомления не прекращается.

 

 

  1. Какой срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию предусмотрен новым Налоговым кодексом для субъектов малого предпринимательства?

 

Согласно пункту 2 статьи  48 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) общий срок исковой давности составляет пять лет.

Вместе с тем, согласно редакции Налогового кодекса, действие которой предусмотрено с 1 января 2020 года, срок исковой давности для субъектов малого и среднего предпринимательства будет составлять 3 года.

 

Салық органы жазбаша шешiмді:

-           Хабарлама толық орындалмағанда;

-           Негіз ретінде дәлелдемелерді растау құжаттар ұсынылмаған

жағдайларда шығарады.

Камералдық бақылау нәтижелерi бойынша анықталған бұзушылықтар туралы хабарлама салық төлеушіге (салық агентіне) салықтық есептілікте бұзушылықтар анықталған күннен бастап он жұмыс күнінен кешіктірілмейтін мерзімде мәлімет үшін жіберіледі.

Камералдық бақылау нәтижелері бойынша салық органдары анықтаған бұзушылықтарды жою туралы хабарламаны белгіленген мерзімде орындамау Салық Кодекстің 118-бабына сәйкес салық төлеушінің банктік шоттары бойынша шығыс операцияларын тоқтата тұруға алып келеді.