ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

по вопросу «Мониторинг иностранного финансирования»

 

Введение

Согласно изменениям (введены в действие с 11 октября 2016 года), внесенным в Кодекс Республики  Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), требования по предоставлению отчетности распространяются на физических и юридических лиц и (или) структурных подразделений юридического лица, получивших деньги и (или) иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства на:

1) оказание юридической помощи, в том числе правое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование;

2) изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов (за исключением опросов общественного мнения и социологических опросов, проводимых в коммерческих целях), а также распространение и размещение их результатов;

3) сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.

Приказами Министра финансов Республики Казахстан от 19 октября 2016 года №553 и 554 утверждены соответствующие нормативные правовые акты, определяющие порядок, срок и формы уведомлений и сведений о получении и расходовании денег и иного имущества.


 

Что понимается под «правовым информированием»?

Правовое информирование является одним из видов гарантированной государством юридической помощи, оказываемой неопределенному кругу лиц, путем предоставления информации по вопросам законодательства Республики Казахстан в устной, письменной формах, в форме электронного документа, удостоверенного электронной цифровой подписью, либо в виде визуального ознакомления (пункт 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О гарантированной государством юридической помощи» от 3 июня 2013 года»)».

Что понимается под «осуществлением деятельности в коммерческих целях»?

Согласно положений Налогового кодекса, осуществление деятельности, которая:

1)   не имеет цели извлечения доходы в качестве такового;

2)   не распределяет полученный чистый полученный или имущество между участниками, относится к некоммерческой деятельности.

В связи с чем, при наличии указанных условий, деятельность будет приравниваться к некоммерческой.

Будут ли средства, предоставляемые на командировочные расходы, рассматриваться как источники иностранного финансирования?

Денежные средства полученные на возмещение проезда, проживание и суточные расходы от иностранных источников в случае направления на цели указанные подпунктом 1) пункта 1-1 статьи 14 Налогового кодекса подлежат отражению в сведениях и уведомлениях о получении денег и (или) иного имущества. При этом, расходы данных средств будут являться расходами на собственные нужды.

Должны ли лица, осуществляющие мероприятия в рамках проведения выставки ЭКСПО-2017 за счет иностранных источников и осуществляющие в рамках таких мероприятий  сбор, анализ и распространение информации, отчитываться в рамках настоящего Закона?

В подпунктах 1)-16) части второй пункта 1-1 статьи 14 Налогового кодекса определены исключения. В остальных случаях под действие нормы попадают все лица осуществляющие сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.

В случаи получения иностранного финансирования физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, необходимо ли ему вести бухгалтерский учет расходов, произведенных за счет полученных средств? В соответствии с каким стандартами финансовой отчетности?  либо такому физическому лицу достаточно будет отражать в отчетности фактически произведенные личные расходы по кассовому методу, вписывая в отчет фискальные чеки?

В соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности обязанность по ведению бухгалтерского учета на лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не распространяется. Физическим лицом, получившим деньги и (или) иное имущество на цели указанные подпунктом 1) пункта 1-1 статьи 14 Налогового кодекса при заполнении сведений о получении и расходовании  денег и (или) иного имущества указываются фактически произведенные расходы физического лица в рамках полученных денег и (или) иного имущества.

Если организация получила иностранное финансирование на деятельность, не относящуюся к юридической помощи, анализу, социологическим опросам, например, на благотворительную помощь для инвалидов, но при этом как любая НПО она информирует общественность (пресс-конференция) о том, что осуществляла такую деятельность, и на пресс-конференцию предусмотрены средства в проекте. Должна ли такая организация отчитываться за всё финансирование или только за деньги, потраченные на пресс-конференцию?

Во-первых, в соответствии с пунктом 1-2 статьи 14 Налогового кодекса такая организация обязана указать, что распространяет информацию за счет средств иностранных субъектов. Но, при составлении уведомления и сведений общественная организация должна руководствоваться пунктом 1-1 названной статьи. Соответственно, в таком случае общественная организация отчитывается за денежные средства полученные (выделенные) на распространение информации.

Отчет по расходам должны предоставить по кассовому методу, предоставляя данные по дате и номеру платежного поручения или фискального чека, или по методу начисления, предоставляя данные по дате и номеру накладной или акта выполненных работ?

Поскольку уведомления и сведения представляются в соответствии с налоговым законодательством, на них распространяются требования статьи 57 Налогового кодекса. Т.е. ведение налогового учета осуществляет в тенге по методу начисления.

Учредительные взносы в организацию от иностранного гражданина также попадают под действие настоящего Закона?

В пункте 1-1 статьи 14 Налогового кодекса приведен исчерпывающий перечень случаев предоставления лицами уведомления и сведений.

Таким образом, деньги и (или) иное имущество полученные от иностранного гражданина в качестве учредительного взноса в организацию не являются основанием для представления уведомлений и сведений в органы государственных доходов.

Должны ли отчитываться физические лица, принимавшие участие в семинарах, тренингах, круглых столах и т.д., за счет иностранных источников, в рамках настоящего Закона?

В случае если участие в семинаре возлагает на участника прямые обязательства по осуществлению деятельности, указанных в пункте 1-1 статьи 14 Налогового кодекса, то такой участник будет обязан представить в органы государственных доходов уведомление и сведения.

Должны ли коммерческие компании, осуществляющие социальные проекты за счет иностранных источников и осуществляющие в рамках таких проектов сбор, анализ информации, обучение, отчитываться в рамках настоящего Закона?

В подпунктах 1)-16) части второй пункта 1-1 статьи 14 Налогового кодекса определены исключения. В остальных случаях данная норма не устанавливает различия между формами юридических лиц. Под действие нормы попадают все лица осуществляющие сбор, анализ и распространение информации, за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется в коммерческих целях.

Т.е. коммерческая форма юридического лица не является критерием для определения коммерческой цели в деятельности по сбору, анализу и распространению информации.

Должен ли частнопрактикующий юрист, оказавший юридическую консультацию иностранному гражданину, отчитаться за гонорар в рамках настоящего Закона?

Требования по предоставлению отчетности будут распространяться на частнопрактикующего юриста, в случае получения им  денег и (или) иного имущества из иностранных источников за действия по оказанию юридической помощи, в том числе правое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование.

Как необходимо отчитываться физическому лицу за полученные деньги, если он израсходовал их на личные нужды?

В соответствии с Правилами, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 октября 2016 года № 554, сведения содержат также Реестр о получении денежных средств и Реестр о расходовании денежных средств от иностранных субъектов.

В случае расходования иностранных средств на собственные нужды физическое лицо в столбцах «B» и«C» Реестра о расходовании отражает собственные ИИН и ФИО.

Будет ли отчетность физического лица отличаться от отчетности юридического лица?

Пункт 1-1 статьи 14 Налогового кодекса не вводит разграничений между физическими и юридическими лицами. Соответственно, Приказы Министра финансов Республики Казахстан от 19 октября 2016 года №553 и 554, которыми утверждены соответствующие порядок, срок и формы уведомлений и сведений о получении и расходовании денег и иного имущества распространяются на юридических и физических лиц.